«Максавит»: офис и розница — едины
15 апреля 2022
Аптечная сеть Максавит и 36,7
Медицина, фармацевтика, аптеки
Юлия Костюк
директор департамента персонала
«В офисе нашей компании созданы новые отделы, а значит, появились новые должности».
Надежда Рябинина
ведущий менеджер по персоналу
«Наши сотрудники быстро растут, строят вертикальную и горизонтальную карьеру».
Илья Иванов
начальник отдела разработки программного обеспечения
«На серьезные задачи мы приглашаем более опытных людей, а на простые — молодых».
Денис Дмитриев
руководитель подразделения поддержки инфраструктуры офисов
«Мы всегда готовы рассмотреть перспективных соискателей, находящихся в начале своего пути».
Анна Ширяева
заведующая аптечным пунктом
«Мы приглашаем людей разного возраста».
Сеть аптек «Максавит» включает в себя не только розничные точки, в которых работают фармацевты и провизоры. Еще это многочисленные офисные сотрудники самых разных специализаций, а также большая ИТ-команда. Для чего компания ведет активный набор офисного персонала? Как провизорам и фармацевтам выбрать свою сеть? И что нужно знать ИТ-специалистам, планирующим трудоустроиться в фармотрасль? На эти и многие другие вопросы нам дали ответы сотрудники крупной сети аптек «Максавит».
Зачем аптеке офисы, и кто в них работает
— Расскажите, пожалуйста, по какой причине аптечная сеть ведет активный набор офисных сотрудников?
Чтобы качественно обслуживать аптеки, необходимо определенное соотношение офисного персонала по отношению к розничным сотрудникам. Кроме того, мы стремимся к тому, чтобы наша розница занималась только обслуживанием клиентов. Это означает, что мы «забираем» все ненужное из розницы в бэк-офис. И именно благодаря такому подходу в течение двух лет в нашем офисе созданы новые отделы, появились новые должности.
Хотела бы добавить, что большое количество офисных вакансий связано, в первую очередь, с реорганизацией, вводом новых штатных единиц, развитием бизнес-процессов. Кроме того, наши сотрудники быстро растут, строят вертикальную и горизонтальную карьеру. Соответственно, их позиции становятся вакантными.
— Опишите портрет идеального кандидата. Насколько сильно отличаются ваши требования к соискателям на офисные и аптечные должности?
Портрет соискателя ориентирован в первую очередь на миссию и ценности компании. Поэтому профессиональные компетенции зависят от конкретной позиции, в то время как требования к «мягким» навыкам одинаковые. Отмечу четыре ключевых момента:
— Клиентоцентричность — нам важно, чтобы сотрудники думали не только о продажах, но и о клиентах. Да, мы ретейлеры, для нас важны экономические показатели. Но вместе с тем мы стремимся, чтобы клиенты приобретали в наших аптеках именно то, что им нужно, и в случае необходимости возвращались именно к нам.
— Работа на результат — важно, чтобы каждый сотрудник компании понимал, что и зачем он делает. И чтобы имел возможность, выполняя свою работу хорошо, повышать уровень заработной платы.
— Работа в команде — коронавирус очень хорошо показал, что процессы — это не главное. Главное — люди, команда. Когда мы сплачиваемся, встаем плечом к плечу и делаем на рынке прорыв.
— И, конечно, постоянное совершенствование как в профессиональном, так и в личностном плане. Мы держим фокус на том, чтобы развиваться в разные стороны. Мы учимся у любой ситуации, с которой приходится сталкиваться. После пандемии многие выросли в должности как раз потому, что было, обо что учиться.
— Клиентоцентричность — нам важно, чтобы сотрудники думали не только о продажах, но и о клиентах. Да, мы ретейлеры, для нас важны экономические показатели. Но вместе с тем мы стремимся, чтобы клиенты приобретали в наших аптеках именно то, что им нужно, и в случае необходимости возвращались именно к нам.
— Работа на результат — важно, чтобы каждый сотрудник компании понимал, что и зачем он делает. И чтобы имел возможность, выполняя свою работу хорошо, повышать уровень заработной платы.
— Работа в команде — коронавирус очень хорошо показал, что процессы — это не главное. Главное — люди, команда. Когда мы сплачиваемся, встаем плечом к плечу и делаем на рынке прорыв.
— И, конечно, постоянное совершенствование как в профессиональном, так и в личностном плане. Мы держим фокус на том, чтобы развиваться в разные стороны. Мы учимся у любой ситуации, с которой приходится сталкиваться. После пандемии многие выросли в должности как раз потому, что было, обо что учиться.
Кроме того, мы ждем от своих сотрудников инициативности. Важно, чтобы человек не ждал, что что-то, не устраивающее его на рабочем месте, изменится само по себе. А инициировал процесс изменений. Это касается как глобальных вещей, так и мелочей.
— «Максавит» — хорошо известная сеть аптек в России. Помогает ли известный бренд эффективнее подбирать сотрудников?
Конечно, сильный бренд расширяет поле возможностей. Например, в Нижегородской области название нашей компании на слуху, благодаря этому мы успешно решаем вопросы, связанные с подбором персонала. Более того, мы уже четыре года уделяем большое внимание нашему HR-бренду и уже сейчас чувствуем, что эта работа начала приносить свои плоды. Например, раньше название нашей компании ассоциировалось исключительно с аптеками, в то время как про офисное направление никто не знал. Но сейчас ситуация в корне меняется. И возможности укомплектовать офис квалифицированными кадрами увеличиваются.
Я подбираю именно офисный персонал, поэтому с уверенностью могу сказать, что название известной сети аптек помогает привлечь нужных нам людей. Интересно, что соискатели зачастую бывают изумлены масштабом нашей офисной работы, количеством подразделений, направлений и процессов. И, когда они понимают масштаб нашей работы, начинают доверять компании еще больше.
— Ваша сеть представлена в 35 регионах и более чем в 110 городах. Расскажите, пожалуйста, в каких из них сейчас наибольшая потребность в новых сотрудниках и на какие вакансии?
Безусловно, в регионах развития. В Новосибирской, Липецкой, Воронежской и Нижегородской областях, а также Краснодарском крае. Больше всего нам нужен фармперсонал.
— Расскажите о корпоративной культуре. Как при таком широком географическом охвате компании сотрудники все равно чувствуют, что они — одна команда?
Волшебной корпоративной «таблетки» в крупных компаниях не бывает. При этом мы делаем все, чтобы сплотить людей. Постоянно проводим опросы, отслеживаем обратную связь, анализируем потребности и проблемы сотрудников. Вводим большие информационные площадки, проводим конференции. Особое внимание уделяем руководителям, потому что именно они делают корпоративную культуру живой, а не задекларированной на бумаге. Привлекаем розницу для решения важных вопросов, создаем рабочие группы, вовлекаем людей во всевозможные активности. И, конечно, стараемся собирать людей не в онлайне, а в реальной жизни, например, на ежегодном дне рождения компании. Такие мероприятия дают возможность чувствовать себя частью большой команды.
Важно еще и то, что у нас общее инфополе. Благодаря этому сотрудники, работающие даже в самых отдаленных от Нижнего Новгорода регионах, получают информацию в ту же самую минуту, что и сотрудники центрального офиса. Кроме того, наша инфраструктура выстроена так, что каждый сотрудник хорошо понимает, какое место он занимает в компании и какую ценность несет. Мы регулярно организуем онлайн-квизы на различные темы, команды формируем из игроков, работающих в разных областях. Тут и знакомства, и развлечение, и новые знания, и призы победителям. Ну и, конечно, поздравляем друг друга с днем рождения и профессиональными праздниками — это тоже вносит свою лепту в объединение людей.
— В 2021 году «Максавит» вошел в топ-100 лучших работодателей России среди крупных компаний численностью от 1001 до 5000 человек. Что помогло вам достичь такого впечатляющего результата?
Мы формируем команды таким образом, чтобы людям было комфортно работать. Для нас важно, чтобы в команде царила здоровая атмосфера. Кроме того, уделяем большое внимание уровню зарплаты — и здесь мы находимся на уровне рынка, а где-то — даже выше. Еще одно необходимое условие для гармоничной работы — обучение и развитие. Такую возможность мы тоже предоставляем. И постоянно совершенствуем качество управленческого состава. Потому что понимаем, что от руководителей зависит очень многое.
Компании очень важен уровень вовлеченности и лояльности сотрудников. Мы постоянно оцениваем, как люди себя чувствуют на рабочем месте, в коллективе. А еще мы неравнодушны к своему внутреннему имиджу и к своему бренду. Так что активно работаем в обоих направлениях.
— Могут ли сотрудники работать удаленно?
Мир стремительно меняется. Если говорить об удаленке, то во время пандемии для офисных сотрудников достаточно долго существовал гибридный формат работы: частично из дома, частично в офисе. Но сейчас мы большинство персонала вернули в офис, особенно сотрудников, участвующих в ключевых направлениях деятельности. Гибридный формат останется, но в других пропорциях. При этом розница, конечно, удаленки не подразумевает.
ИТ-специалисты в фармацевтике: особенности трудоустройства
— Поговорим про ИТ-персонал. Какие ИТ-специалисты наиболее востребованы в настоящий момент?
Сейчас нам больше всего нужны программисты 1С. Другие специалисты, например тестировщики и системные аналитики, менее востребованы, вакансии по ним бывают реже.
— Есть ли особые требования к ИТ-кандидатам? Подразумевает ли работа в фармкомпании наличие каких-то специфических компетенций у соискателей?
Специфические компетенции не требуются. Желательно, чтобы человек знал, что такое розница, но и это непринципиально. Для нас достаточно, чтобы кандидат хорошо программировал по техзаданию на 1С. А остальным нюансам мы научим. Отмечу, что для нас не важно, в какой отрасли кандидат на должность работал раньше.
Соискателям часто кажется, что для работы в нашей компании необходимы компетенции в области фармакологии. Это не так. Достаточно, чтобы у кандидата был релевантный опыт.
— Вы заинтересованы в молодых специалистах или делаете ставку на людей с опытом?
На серьезные задачи мы приглашаем более опытных людей, а на простые — молодых. Студентов в нашей практике еще не было, но, возможно, в дальнейшем ситуация изменится. Стремимся приглашать людей с опытом, «своих» специалистов с нуля нам выращивать нецелесообразно в текущей ситуации.
Да, мы обращаем внимание прежде всего на опыт кандидатов. Но при этом всегда готовы рассмотреть перспективных ИТ-соискателей, находящихся в начале своего пути.
— Могут ли ИТ-сотрудники работать дистанционно?
Такие решения принимаются строго индивидуально: все зависит от должности сотрудника и конкретных задач. Например, аналитика или программиста под конкретный проект мы на удаленку точно не возьмем, потому что для такой работы требуется постоянное взаимодействие с другими участниками процесса. А вообще у нас есть сотрудники, работающие дистанционно, но на особых условиях.
Должностные обязанности многих ИТ-сотрудников предполагают в том числе непосредственную работу с оборудованием, его сборку, настройку, что нельзя сделать дистанционно. Поэтому в большинстве случаев удаленка физически невозможна.
Работа в аптеках: ждем фармацевтов и провизоров
— Большая потребность в фармацевтах и провизорах — это следствие текучести кадров или расширения компании?
Основная причина — это расширение компании и увеличение числа аптек. Вторая — заключается в том, что у нас преимущественно женский коллектив, где кто-то постоянно уходит в декретный отпуск, освобождая рабочие места. Есть еще и третья причина — дефицит на рынке фармацевтов. Поэтому люди нам нужны всегда. При этому хочу подчеркнуть, что текучести кадров у нас практически нет.
— Расскажите о преимуществах работы в аптеках «Максавит».
Стабильность — это основной критерий выбора наших аптек соискателями. А если говорить о работе в Нижнем Новгороде, то здесь ко всему прочему находится центральный офис, а значит, быстро решаются любые рабочие проблемы.
Другое преимущество — конкурентная заработная плата, причем при желании провизор может зарабатывать даже больше, чем заведующий аптекой, так как мотивационная часть практически не ограничена. Так что если вы любите людей и профессию и у вас есть желание работать, то пределов в зарплате тоже не будет. Также хочу подчеркнуть, что компания оплачивает отпуск студентам, которые, имея среднее профессиональное образование, работают у нас и параллельно учатся в вузе.
Другое преимущество — конкурентная заработная плата, причем при желании провизор может зарабатывать даже больше, чем заведующий аптекой, так как мотивационная часть практически не ограничена. Так что если вы любите людей и профессию и у вас есть желание работать, то пределов в зарплате тоже не будет. Также хочу подчеркнуть, что компания оплачивает отпуск студентам, которые, имея среднее профессиональное образование, работают у нас и параллельно учатся в вузе.
— Есть ли какие-то требования к полу, возрасту, опыту работы?
Мы приглашаем людей разного возраста. Я, например, работаю во флагманской аптеке, среди сотрудников есть как люди, которым еще не исполнилось 35 лет, так и работники старше 50 лет. И замечаю, что «возрастные» кадры во многом более надежны. Они физически и морально сильнее. У них огромный опыт и выше уровень стрессоустойчивости. Они привыкли выполнять и перевыполнять план продаж.
— А могут ли студенты вузов и колледжей проходить стажировку в ваших аптеках?
Да, стажировку в нашей компании пройти можно. Для этого создается специальная комиссия, которая по запросу учебного заведения распределяет практикантов по аптечным точкам.